Отдых и оздоровление

МБДОУ "ДС общеразвивающего вида №16"

Отдых и оздоровление в ДОУ

В настоящее время очень актуальна проблема здоровья детей. В связи с этим, задачи укрепления и сохранения здоровья воспитанников,  в том числе их эмоционального благополучия особенно актуальны. В новой образовательной ситуации это обязательное требование к дошкольному образованию.

Главная цель оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Основные задачи в этом направлении:

-укрепление здоровья воспитанников,

-воспитание потребности в здоровом образе жизни,

-развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка,

-создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни,

-выявление потребностей, склонностей и способностей детей через систему спортивно- оздоровительной работы, приобщение детей к спорту.

Успех решения задач в этом направлении определяется здоровье сберегающей средой ДОУ, включающей:

-материально- техническое оснащение,

-организацию двигательного режима,

-оздоровительную работу,

-коррекционную работу,

-систему мероприятий по созданию условий для формирования навыков  ЗОЖ.

Материально- техническое оснащение включает необходимые условия в ДОУ для физического развития и оздоровления дошкольников: спортивный зал, площадку, спортивный инвентарь и оборудование, организационно- методическое и психолого- педагогическое обеспечение.

Основными принципами построения здоровье сберегающей  среды является:

·    Индивидуальный и дифференцированный подход:

-двигательный потенциал ребенка,

-уровень физического развития,

-предпочтение в зависимости от пола.

·   Стабильность и динамичность развивающей двигательной среды:

-двигательное оборудование, с учетом возможностей использования.

Эмоциональность и эстетичность:

-оборудование вписывается в общую эстетическую среду группы.

Двигательная среда  ДОУ в целом:

-физкультурное оборудование,

-оздоровительные центры в группах (физкультурные уголки).

Физкультурно - оздоровительная работа строится на основе мониторинга физического развития (определение уровня физического развития, физической подготовленности, диспансеризация), с учетом  физической подготовленности детей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья и охватывает все направления развития: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное.

Модель физкультурно - оздоровительной работы представлена комплексом мероприятий:

-двигательный режим,

-профилактические мероприятия,

-различные формы оздоровления,

-закаливающие мероприятия,

-взаимодействие с семьями воспитанников.

Система лечебно- профилактической  работы включает в себя:

-соблюдение режима,

-правильную организация сна,

-прогулки на свежем воздухе,

-закаливание,

-массаж,

-витаминизация,

-фитотерапия,

-профилактика

-индивидуальные профилактические мероприятия,

-экологическая безопасность.

В лечебно-оздоровительной и профилактической работе с детьми дошкольного возраста существенная роль принадлежит закаливающим мероприятиям.

Систематическая реализация системы закаливания в раннем и дошкольном детстве обеспечивает основу нормального физического и психологического развития. Закладывает фундамент сознательного и активного отношения к физическому воспитанию. В детском саду практикуется несколько видов закаливания, позволяющих охватить большее количество детей: хождение босиком, контрастное воздушное закаливание.

Одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни - прогулка. Для повышения её эффективности большое внимание должно уделяться занимательной двигательной деятельности (традиционная и нетрадиционная) доставляющую ребенку не только мышечную, но и эмоциональную радость.

При организации оздоровительных мероприятий необходимо соблюдение системы обеспечения безопасной жизнедеятельности, которая предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности. Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для нашего дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания. Начиная, со средней группы, работа по формированию основ безопасной жизнедеятельности проводится по пяти направлениям:

- «Ребёнок и его здоровье» (формирование ценностей здорового образа жизни»;

- «Ребёнок дома» (пожарная безопасность и безопасность в быту);

- «Ребёнок и дорога» (правила дорожного движения);

- «Ребёнок и природа» (навыки безопасного поведения на природе);

- «Ребёнок и другие люди» (навыки личной безопасности)

Составлены циклы Уроков здоровья и безопасности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Подобранный по данному направлению теоретический и практический материал позволяет воспитателям дать детям 3-7 лет валеологические знания, воспитать интерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки ведения здорового образа жизни, формировать основы безопасной жизнедеятельности.

Работа по оздоровлению детей  также может включать работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность)

Важная роль в укреплении и сохранении здоровья воспитанников отводится двигательному режиму, направленному на удовлетворение природной потребности детей в движении.

Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

 ДА способствует

• Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям

• Росту физической работоспособности

• Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем

• Формированию личностных качеств

• Улучшению психолого – эмоционального состояния

• Укреплению психического здоровья

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Специалистами доказано, что основными причинами нервно – психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста, являются – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. Одна из важных проблем современного общества - это малоподвижный образ жизни.

Двигательная активность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие».

ФГОС ДО определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО: у ребёнка развита мелкая и общая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. ЦО являются ориентирами для: - построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Следовательно, задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для достижения ребенком дош. возраста целевых ориентиров.

Модель двигательного режима включает:

·              физкультурные занятия,

·              утренняя гимнастика,

·              гимнастика после дневного сна,

·              физкультминутки,

·              игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза),

·              подвижные игры и упражнения на прогулке,

·              закаливающие мероприятия

Общая продолжительность двигательной активности должна занимать не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

Организовывая разные формы двигательной активности педагог обязан:

• Наблюдать за состоянием детей

• Регулировать нагрузку

• Правильно подбирать место проведения

• Подбирать оборудование

·            Индивидуальный подход

Индивидуальный подход осуществляется на основе состояния здоровья воспитанников и уровня физического развития. Учитывая индивидуальные особенности дошкольников, педагоги должны обращать внимание на физическую нагрузку, которая  должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

Необходимым условием  организации дифференцированного подхода в физическом развитии дошкольника является:

1. Соответствие физической нагрузки  возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

2.   Сочетание двигательной активности  с  закаливающими  процедурами.

З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики, оздоровительной ритмической гимнастики,  игрового массажа,  гимнастики для глаз)

4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).

Особое внимание в процессе физкультурно- оздоровительной работы отводится использованию здоровьесберегающих технологий, которые направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детском саду.

Летняя – оздоровительная работа в ДОУ  организована на основании приказа руководителя,  по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организацию здоровье — сберегающего режима, предупреждение заболеваемости и травматизма.

Основными задачами работы на летний-оздоровительный период являются:

• Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

• Создание условий здоровьесбережения в детском саду в целях оздо-ровления, закаливания детей дошкольного возраста.

• Формирование экологической культуры у дошкольников; развитие нравственно-патриотических чувств.

• Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.

• Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

• Организация помощи родителей в благоустройстве территории детского сада в летний период, поддержка инициативы родителей (законных представителей).

• Закреплять знания с учетом содержания образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Приоритетные направлениями работы на летний период:

— физкультурно- оздоровительная работа;

— культурно- досуговая деятельность.

Основную часть времени дети проводят  на свежем воздухе. Прием детей, гимнастика, игровая деятельность и другие мероприятия организовываются на свежем воздухе. Акцент делаем на повышении двигательной активности детей через подвижные игры, спортивные развлечения, экскурсии, выносной материал. Дети охотно работают в цветнике, на огороде, участвуют в сюжетно-ролевых играх, играх с водой и песком, организовываются театрализованные представления, разыгрываются игровые ситуации на площадке, создаются  условия, обеспечивающие охрану жизни и укреплению здоровья детей.За период летней – оздоровительной работы для родителей по плану организуются консультации на темы безопасного летнего отдыха детей. Родители активно привлекались к благоустройству участков ДОУ. 

Очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Именно поэтому работа детского сада летом немного отличается от другого времени. Детям уделяется не меньше внимания, но гораздо больше времени они проводят на свежем воздухе.

Основные занятия летом в детском саду:

-коллективные игры на свежем воздухе;

-активные и регулярные физические нагрузки;

-спортивные соревнования; ознакомление детей с окружающей их природой;

-чтение детской литературы.

Огромную роль в том, насколько интересно дети будут проводить лето в детском саду, играет желание и умение воспитателя сделать каждый день для ребенка ярким. В летний период в нашем детском саду  продолжается летняя оздоровительная работа. Для успешного проведения познавательно-оздоровительного досуга, у детей должен быть накоплен определенный багаж знаний. В детском саду был разработан календарный план по таким темам как: «Здравствуй, лето», «Неделя здоровья», «Неделя экологических знаний», «Мой любимый город» и другие, а также организованы летние праздники. В летний оздоровительный период охвачены все участники образовательного процесса. Он предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а так же повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie